Алексей Савватеев и Родная Школа

Киргизским школьникам о российском колониальном гнете. Рекомендации Минобрнауки Киргизии
На прошлой неделе в стенах Госдумы РФ прошел «правительственный час», на котором в том числе рассматривались учебные пособия стран СНГ. Одним из выступавших был министр просвещения Сергей Кравцов, посетовавший на негативный образ России в отдельных учебниках, а также предложивший согласовать единые подходы к общему историческому прошлому в Содружестве. И в последнем с министром, конечно, сложно не согласиться.
Подходы надо согласовывать. Вот, например, в конце июня Минобрнауки Киргизии выпустило свежие перечни учебников от для общеобразовательных организаций с кыргызским, русским, узбекским и таджикским языками обучения — для каждого свой список учебников.
И что бы вы думали? Рекомендованные к использованию учебники по истории буквально пестрят обвинениями России в колониализме.
В данном случае речь идет лишь о программе учебного курса для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения — т.е. школ, выпускники которых должны быть лучше готовы к интеграции в российское общество. Как будет проходить эта интеграция у школьников, наслушавшихся рассказов про колониальный гнет и "плохую" Россию, несложно догадаться.
На прошлой неделе в стенах Госдумы РФ прошел «правительственный час», на котором в том числе рассматривались учебные пособия стран СНГ. Одним из выступавших был министр просвещения Сергей Кравцов, посетовавший на негативный образ России в отдельных учебниках, а также предложивший согласовать единые подходы к общему историческому прошлому в Содружестве. И в последнем с министром, конечно, сложно не согласиться.
Подходы надо согласовывать. Вот, например, в конце июня Минобрнауки Киргизии выпустило свежие перечни учебников от для общеобразовательных организаций с кыргызским, русским, узбекским и таджикским языками обучения — для каждого свой список учебников.
И что бы вы думали? Рекомендованные к использованию учебники по истории буквально пестрят обвинениями России в колониализме.
Отношения киргизов с Россией начинают освещаться с 8 класса, в котором рекомендуется к использованию учебник под авторством Т. Омурбекова и Т. Чоротегина (Бишкек, 2014). В нем все начинается с объяснения причин неучастия киргизов в "антиколониальном" движении казахского хана Кенесары против России в XIX в.: "Местное кыргызское население еще не испытало на себе колонизаторской внешней политики царского самодержавия, тех притеснений и гнета, которые она принесет в будущем" (с. 41).
Впоследствии, по мысли авторов, киргизы поплатились за излишние доверие к русским, поскольку они и сами стали колонией России (с. 126). А в качестве доказательств в следующих параграфах школьникам рассказывают о тяготах пребывания их предков под колониальным гнетом Российской империи. Заканчивается учебник в таком же духе: "Несмотря на в корне шовинистическую и реакционную, по сути, политику колониальных властей и чинимые ее прислужниками препятствия, процесс культурно-духовного сближения народов Кыргызстана продолжал развиваться" (с. 169).
Схожим образом освещается и советский период в учебнике для 9 класса под авторством М. Иманкулова (Бишкек, 2014). Там школьники найдут формулировки "в первые годы Советской власти великодержавная колониальная политика продолжала свое существование" (с. 16), "откровенное пренебрежение интересами коренного населения" (с. 19), "кровавый террор" (с. 33), "репрессии против мирного населения" (с. 34), а также узнают о национально-освободительном движении басмачей (с. 32).
Для обучения истории в 11 классе учащимся рекомендуется учебник под авторством О. Осмонова (Бишкек, 2012), где с первых страниц звучат уже привычные для школьников обвинения России во вторжении с целью колонизации киргизов. Даже есть отдельных параграф под названием "Колониальная политика царизма" (с. 33).
В данном случае речь идет лишь о программе учебного курса для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения — т.е. школ, выпускники которых должны быть лучше готовы к интеграции в российское общество. Как будет проходить эта интеграция у школьников, наслушавшихся рассказов про колониальный гнет и "плохую" Россию, несложно догадаться.
💯 152
🤬 135
😱 19
😢 18
❤ 16
👍 5
🔥 5
😁 2
👎 1
🤨 1
5 333
3 июля