43 425
4 мая
Обратите внимание: в ФНБ есть 13 триллионов рублей не в деньгах, а именно в активах, которые можно продать с разной скоростью — какие-то быстрее, какие-то медленнее. Те, что легко превратить в деньги — ликвидные, а чем сложнее — тем менее ликвиднее.
Однако в вопросе инвестиций обе стороны хороши — российского капитала заблокировано по всему миру не меньше, а быть может и больше. Но раскручивать спираль санкций и блокировок бессмысленно, поскольку это будет приводить только к торможению взаимовыгодного развития.
Конечно, ждать того, что условный Blackrock принесет свои деньги в российские акции в ближайшее время, я бы не стал. Быть может, начнутся более активные игры с carry trade, поскольку у нас ставки в экономике значительно выше, чем у ближайших соседей по Топ-10, то есть сделки с облигациями или депозитами.
Позволю себе небольшой оффтоп, и вспомню другой слух — про огромные запасы газа у национального достояния. Объем газа сопоставим с годовым потреблением этого ресурса какой-нибудь европейской страны. И весь этот объем как раз скопился из-за закрытого европейского рынка, а также из-за того, что рынки сбыта в Азии не в состоянии поглотить всё, что предлагает Газпром.
Более того, впервые от первых лиц государства прозвучало, что рост госрасходов на оборонку стал одной из причин роста темпов инфляции в стране. И раз об этом заговорили на высшем уровне, в Минэке уже должна кипеть работа по разработке бюджета на следующий год — с тем, чтобы не вытащить «солому» из под целого кластера экономики, и какие-то ресурсы вернуть в гражданский сектор.
То есть, обычно акционер – просто владелец какой-то доли компании, который периодически за что-то голосует и иногда получает долю от прибыли. А здесь создается дополнительная ценность от владения.