Посты
Some SEO Title
График публикаций площадки
Всего 92 поста в 1 канале


Эмма Зиливинская: «Архитектурный облик мавзолея Тура-хан не менялся, это практически копия болгарских мавзолеев»
Вторая часть интервью с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Эммой Зиливинской. Эксперт рассказала «Миллиард.Татар» о том, откуда в Болгар пришли каменные зодчие, мусульманской архитектурной традиции Восточной Европы, монументальных строениях Болгара и Биляра.
Часть 1: Эмма Зиливинская: «Первоначальной столицей Золотой Орды был Болгар, где находилась администрация и чеканилась монета»

Фото: © «Миллиард.Татар»
В Средней Азии не так много каменной архитектуры и мастеров по камню, там строили в основном из кирпича
- А кто строил каменные здания? Как вы относитесь к утверждениям, что это армянская архитектура, возведенная армянскими зодчими?
- Кто конкретно строил, кто конкретно камни клал, это я вам не скажу. Но архитектурные влияния здесь хорошо прослеживаются. Тоже почему-то очень хотелось, чтобы это была Средняя Азия, но в Средней Азии не так много каменной архитектуры, там строили в основном из кирпича. Если брать Самарканд – это более поздний период, из более раннего есть Бухара, но Средняя Азия – это исключительно глина, это либо сырцовый, либо обожженный кирпич.
В старых учебниках писали, что в Болгар пригласили мастеров из Средней Азии, но они же не умели элементарно строить из камня. Если смотреть по Золотой Орде, то там были мастера из Закавказья. Но тут прослеживается не столько армянское влияние, сколько малазийское, сельджукское. Мечеть – это большой зал, разделенный на нефы рядами колонн, и это сельджукская традиция, потому что в западной части всего мусульманского мира мечети имеют дворовую планировку, как дом Пророка, который и был первой мечетью. А в восточной части было сильное влияние Ирана, где еще до мусульманского периода преобладали купольные постройки.
Малазийское влияние на архитектуру и сельджукская традиция
- Мавзолей Саманидов в Бухаре, это, наверное, эта же школа?

Мавзолей Саманидов в Бухаре. Источник фото: ru.wikipedia.org
- Да, в Средней Азии и в Иране возникают купольные мечети. Причем сначала это могли быть небольшие однокупольные мечети, которые потом разрастаются и становятся многокупольными. И если вспомнить более поздние мечети той же Средней Азии, то там и купола есть, и в то же время есть большой двор, по сторонам возникает четыре айвана, получается такая четырехайванная планировка. А в Малой Азии, то есть на территории современной Турции, происходило сокращение этого внутреннего двора: это либо действительно полностью перекрытые помещения, то есть зал, разделенный на нефы рядами колонн, либо сохраняется небольшой редуцированный внутренний дворик, над которым расположен световой фонарь, а под ним небольшой фонтан.
И вот эта традиция как раз и проникла в Золотую Орду, где все джума-мечети имеют такую планировку. К сожалению, квартальные мечети или «масджиды» в Золотой Орде почти не найдены, а если и были, то они могли быть очень разными. Потому что страну населяли разные народы и каждый в своем квартале мог строить по-своему. А вот большие мечети Джума явно строились по указу и регламенту. И поэтому все они имеют совершенно одинаковый вид.
- В чем именно проявлялось влияние Средней Азии?
Если мы возьмем мавзолеи Болгара, то они вообще очень интересные, но ни в какой Средней Азии подобных нет. Они похожи на башенные мавзолеи Малой Азии, то есть Турции, где их огромное количество. Башенные мавзолеи похожи на карандашики – восьмигранники с шатровой крышей. У некоторых есть даже квадратное основание, но если немного изменить их пропорции, то получится булгарский мавзолей. В процессе изысканий я нашла турецкий караван-сарай Карахан, на крыше которого есть надстройка, которая один в один болгарский мавзолей. Очень четко прослеживается малоазийское влияние на архитектуру.
Нижняя часть болгарских мавзолеев представляет собой призму, которая при помощи треугольных скосов переходит в восьмигранник, а потом уже идет шатровая крыша, которая тоже является характерной чертой Малой Азии или малоазиатских мавзолеев. Треугольные скосы так и называются «турецкий треугольник», а внутри для перехода к куполу, по углам делают специальные пирамидальные тромпы, которые ведут к многограннику. Это тоже чисто сельджукская традиция.
Только у сельджуков есть такой переход, но это чисто архитектурная традиция. Строить могли и армяне, поскольку точно известно, что в Болгаре была армянская колония. Могли построить и азербайджанцы, а могли и сами сельджуки, что очень четко прослеживается, например, в Крыму.
Все мечети строились по малоазиатской традиции
- Хочется также и о памятниках в Чишмах в Башкортостане спросить. Там есть два памятника, о которых есть достаточно разные точки зрения.
- В одном из этих мавзолеев общеизвестно, что был похоронен Хусейнбек, про которого много что известно – он умер в достаточно молодом возрасте, но успел много чего хорошего сделать. Внешний облик этого мавзолея – это результат самодеятельной реставрации начала ХХ века. А что касается мавзолея Тура-хана, он хорошо сохранился за исключением верхушки крыши, которая немного разрушилась. Его архитектурный облик не менялся, по нему видно, что это практически копия болгарских мавзолеев, только несколько более грубая, поскольку строилась где-то в степи, где не было таких искусных ремесленников.
#Золотая_Орда #монголы #тюрки #татары #Орда #Улус_Джучи #история_Урала #сельджуки #история_Башкортостана #история_Башкирии #история_ислама #религиоведение #ислам_в_России
Подробнее: https://milliard.tatar/news/emma-zilivinskaya-arxitekturnyi-oblik-mavzoleya-tura-xan-ne-menyalsya-eto-prakticeski-kopiya-bolgarskix-mavzoleev-7800
Вторая часть интервью с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Эммой Зиливинской. Эксперт рассказала «Миллиард.Татар» о том, откуда в Болгар пришли каменные зодчие, мусульманской архитектурной традиции Восточной Европы, монументальных строениях Болгара и Биляра.
Часть 1: Эмма Зиливинская: «Первоначальной столицей Золотой Орды был Болгар, где находилась администрация и чеканилась монета»

Фото: © «Миллиард.Татар»
В Средней Азии не так много каменной архитектуры и мастеров по камню, там строили в основном из кирпича
- А кто строил каменные здания? Как вы относитесь к утверждениям, что это армянская архитектура, возведенная армянскими зодчими?
- Кто конкретно строил, кто конкретно камни клал, это я вам не скажу. Но архитектурные влияния здесь хорошо прослеживаются. Тоже почему-то очень хотелось, чтобы это была Средняя Азия, но в Средней Азии не так много каменной архитектуры, там строили в основном из кирпича. Если брать Самарканд – это более поздний период, из более раннего есть Бухара, но Средняя Азия – это исключительно глина, это либо сырцовый, либо обожженный кирпич.
В старых учебниках писали, что в Болгар пригласили мастеров из Средней Азии, но они же не умели элементарно строить из камня. Если смотреть по Золотой Орде, то там были мастера из Закавказья. Но тут прослеживается не столько армянское влияние, сколько малазийское, сельджукское. Мечеть – это большой зал, разделенный на нефы рядами колонн, и это сельджукская традиция, потому что в западной части всего мусульманского мира мечети имеют дворовую планировку, как дом Пророка, который и был первой мечетью. А в восточной части было сильное влияние Ирана, где еще до мусульманского периода преобладали купольные постройки.
Малазийское влияние на архитектуру и сельджукская традиция
- Мавзолей Саманидов в Бухаре, это, наверное, эта же школа?

Мавзолей Саманидов в Бухаре. Источник фото: ru.wikipedia.org
- Да, в Средней Азии и в Иране возникают купольные мечети. Причем сначала это могли быть небольшие однокупольные мечети, которые потом разрастаются и становятся многокупольными. И если вспомнить более поздние мечети той же Средней Азии, то там и купола есть, и в то же время есть большой двор, по сторонам возникает четыре айвана, получается такая четырехайванная планировка. А в Малой Азии, то есть на территории современной Турции, происходило сокращение этого внутреннего двора: это либо действительно полностью перекрытые помещения, то есть зал, разделенный на нефы рядами колонн, либо сохраняется небольшой редуцированный внутренний дворик, над которым расположен световой фонарь, а под ним небольшой фонтан.
И вот эта традиция как раз и проникла в Золотую Орду, где все джума-мечети имеют такую планировку. К сожалению, квартальные мечети или «масджиды» в Золотой Орде почти не найдены, а если и были, то они могли быть очень разными. Потому что страну населяли разные народы и каждый в своем квартале мог строить по-своему. А вот большие мечети Джума явно строились по указу и регламенту. И поэтому все они имеют совершенно одинаковый вид.
- В чем именно проявлялось влияние Средней Азии?
Если мы возьмем мавзолеи Болгара, то они вообще очень интересные, но ни в какой Средней Азии подобных нет. Они похожи на башенные мавзолеи Малой Азии, то есть Турции, где их огромное количество. Башенные мавзолеи похожи на карандашики – восьмигранники с шатровой крышей. У некоторых есть даже квадратное основание, но если немного изменить их пропорции, то получится булгарский мавзолей. В процессе изысканий я нашла турецкий караван-сарай Карахан, на крыше которого есть надстройка, которая один в один болгарский мавзолей. Очень четко прослеживается малоазийское влияние на архитектуру.
Нижняя часть болгарских мавзолеев представляет собой призму, которая при помощи треугольных скосов переходит в восьмигранник, а потом уже идет шатровая крыша, которая тоже является характерной чертой Малой Азии или малоазиатских мавзолеев. Треугольные скосы так и называются «турецкий треугольник», а внутри для перехода к куполу, по углам делают специальные пирамидальные тромпы, которые ведут к многограннику. Это тоже чисто сельджукская традиция.
Только у сельджуков есть такой переход, но это чисто архитектурная традиция. Строить могли и армяне, поскольку точно известно, что в Болгаре была армянская колония. Могли построить и азербайджанцы, а могли и сами сельджуки, что очень четко прослеживается, например, в Крыму.
Все мечети строились по малоазиатской традиции
- Хочется также и о памятниках в Чишмах в Башкортостане спросить. Там есть два памятника, о которых есть достаточно разные точки зрения.
- В одном из этих мавзолеев общеизвестно, что был похоронен Хусейнбек, про которого много что известно – он умер в достаточно молодом возрасте, но успел много чего хорошего сделать. Внешний облик этого мавзолея – это результат самодеятельной реставрации начала ХХ века. А что касается мавзолея Тура-хана, он хорошо сохранился за исключением верхушки крыши, которая немного разрушилась. Его архитектурный облик не менялся, по нему видно, что это практически копия болгарских мавзолеев, только несколько более грубая, поскольку строилась где-то в степи, где не было таких искусных ремесленников.
#Золотая_Орда #монголы #тюрки #татары #Орда #Улус_Джучи #история_Урала #сельджуки #история_Башкортостана #история_Башкирии #история_ислама #религиоведение #ислам_в_России
Подробнее: https://milliard.tatar/news/emma-zilivinskaya-arxitekturnyi-oblik-mavzoleya-tura-xan-ne-menyalsya-eto-prakticeski-kopiya-bolgarskix-mavzoleev-7800