Посты

Some SEO Title

Фильтры:

ID площадки

Поиск по ключевому слову:

Фильтры

Дата:

Социальные сети:

Репосты:

Комментарии:

Охват:

График публикаций площадки

Всего 99 постов в 1 канале

cover
Александр Русанов, историк, Высшая школа экономики. История и подходы medievalism studies, а также другие исследовательские направления, изучающие образы и концепции Средних веков в Новое и Новейшее время. В лекции будет очерчен основной круг проблем, ставящихся современными европейскими, североамериканскими и российскими учеными, занимающими этим феноменом. Это позволит, с одной стороны, обозначить те современные политические и социальные дискуссии, важным орудием в которых становится медиевализм, с другой стороны – показать разнообразие самих его исследований и форм концептуализации, опирающихся на различные, зачастую соперничающие парадигмы современного гуманитарного и социального знания.
26 сентября в 12:00
«Миссия невыполнима»: католические ордена на территории Монгольской империи

Западноевропейские источники о государствах Чингизидов содержат подробные сведения о религиозной политике правителей и межконфессиональных отношениях. Особенно интересны в этом плане сочинения и отчеты католических миссионеров. Они также показывают определенное католическое влияние на восточных христиан, которое происходило в монгольскую эпоху. Об одном из таких миссионеров – представителе Ордена доминиканцев Рикольдо да Монтекроче – и сведениях некоторых его трудов о населении монгольских государств София Костогрызова специально для «Миллиард. Татар» подготовила свой очерк.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/missiya-nevypolnima-katoliceskie-ordena-na-territorii-mongolskoi-imperii-7869

#монголы #тюрки #татары #Монгольская_империя #Ильханат #Хулагуиды #история_Ирана #Иран #история_Азербайджана #история_Сирии #Исламский_мир #исламоведение #религиоведение #история_церкви #католицизм #католицизм_в_России #ислам_в_России #Средневековье #несторианство #Ассирийская_церковь_Востока #межконфессиональные_отношения

Самые популярные публикации

Эмма Зиливинская: «Первоначальной столицей Золотой Орды был Болгар, где находилась администрация и чеканилась монета»

Каким был Болгар до Золотой Орды? Какие мастера на самом деле занимались каменным строительством в Волжской Булгарии? Какие бани строили булгары? Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Эмма Зиливинская рассказала «Миллиард.Татар» о мусульманской архитектуре Восточной Европы, монументальных строениях Болгара и Биляра.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/emma-zilivinskaya-pervonacalnoi-stolicei-zolotoi-ordy-byl-bolgar-gde-naxodilas-administraciya-i-cekanilas-moneta-7747
#Золотая_Орда #Волжская_Булгария
16
18 167
30.06.2025 в 14:12
Золотоордынский Форум: отуз-татары, монголы и степные букеты на Кашире

Накануне в рамках VIII Международного Золотоордынского Форума «Pax Tatarica: средневековые источники и исторический контекст» в здании Института истории им. Ш.Марджани АН РТ прошла научная конференция «Золотая Орда: исторические источники и новые подходы к их изучению». На первом заседании были прослушаны доклады ученых из различных стран. Являются ли татары монголами? Захотели ли бы кочевники жить в городе? Подробнее – в репортаже «Миллиард.Татар».

«Татары – есть монголы?»
Первым выступающим был Рустам Ганиев, к.и.н., доцент Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, РФ). Его доклад был на тему «Сведения о татарах в китайских исторических хрониках V–XIV вв.»

Фото: © «Миллиард.Татар»

Ганиев выбрал данную тему из-за интереса, появившегося после того, как он услышал о первом хане татар. Им было использовано большое количество китайских источников, и несколько древнетюркских. Их анализ дал возможность проследить упоминания татар и изменение этого термина. Самое раннее упоминание термина татар в источниках датируется 420-ми гг. в качестве имени кагана жужаней, чьи подданные после его смерти стали именоваться татарами. Уже в 552 году в Орхонских памятниках можно найти упоминание «30 семей татар» (отуз-татар), которые почтили память усопшего Бумын кагана.

Первое упоминание татар именно в китайских письменных источниках датируется 842 годом. Это «Письмо уйгурам…» Ли Дэюя, в котором сообщается о народе «хэйчэцзы дада» (чернотележные татары), однако, термин «хэйчэцзы» без указания татар неоднократно встречается и в других источниках периода правления Уцзе хана. Ганиевым также было рассказано о разных племенах, которые предположительно могли иметь родственные связи с татарами. В их число входят племена шивэй и мохэ. В первом случае родство никак не подтверждается источниками, а во втором можно найти сходство в иероглифах слов «мохэ» и «татар», оба они содержат графему «гэ», которая имеет значение «сырая кожа» и может свидетельствовать о сходстве этих племен.

Фото: © «Миллиард.Татар»

Ганиев также упоминает Ли Синьчуаня (сунский учёный, один из крупных историографов XII–XIII веков), который в своих трудах не раз пишет о татарах и монголах, критикуя термин татаро-монголы: «Эти две страны расположены на востоке и западе, в тысячах километров друг от друга, и я не знаю, почему их объединили в одно название». Также именно этот ученый делит татар на культурных, которые едят рис, и на диких. Последних он разделяет на белых и черных татар.

Из последнего же источника «Мин ши», о котором говорил Рустам Ганиев можно также выделить интересную цитату: «Татары – есть монголы, они прежние правители империи… Территория татар простирается от Урянхая на востоке до Ойрата на западе».

Рязань в китайском произношении
На заседании были также выступающие из Канады, Турции и Китая. Поу Линдсей Стивен, Ph.D., н.с. Университета Калгари (Калгари, Канада), выступил с темой «Теория о “Е-ли-бане”, предводители русских племен в “Юань Ши”». В своем докладе он рассказал о различных теориях по поводу Е-ли-бана. По одной из версий – это искажение имени Юрия II, погибшего на реке Сить, по другой имена правителей Волжской Булгарии, которые просто смешали вместе. Объяснение же этого термина намного проще – это просто монгольская транскрипция Рязани, чья транскрипция была искажена в переводе на китайский язык.

Ихао Цю, доцент исторического факультета Университета Фудань (Шанхай, Китай), выступил с докладом на тему «Golden Horde’s Stance On the Yuan Dynasty Seen from Baybars al-Manşurı’s Accounts». В своем выступление он рассказал о том, что, несмотря на отсутствие собственной историографической традиции в Золотой Орде до XV века, история этого государства находила отражение в исторических источниках Мамлюкского султаната. В частности, рассматривалась работа мамлюкского историка Байбарса аль-Мансури, чьи записи, хоть и содержат неточности, но предоставляют ценную информацию о внутренних делах и дипломатии Золотой Орды, а также предлагают новый взгляд на Монгольскую империю в целом и особенно в сравнении с китайскими источниками династии Юань.

Фото: © «Миллиард.Татар»

Атик Кубилай, доктор, доцент, заведующий кафедрой средневековых исследований Университета Невшехир Хаджи Бекташ Вели (Анкара, Турция) представил свое выступление на тему «Золотая Орда как актор государственности в средневековой Восточной Европе». В своей работе Атик Кубилай переосмысляет роль Золотой Орды в истории Евразии. Он утверждает, что Орда была не просто разрушительным этапом между монгольскими завоеваниями и возвышением Москвы, а сложной политической и экономической системой, поддерживавшей регулируемое региональное общество с культурной автономией. Докладчик говорил о Золотой Орде, рассматривая её как пример иерархического международного общества, опираясь на теорию английской школы. Он подчеркнул, как Орда, с помощью системы дани, ярлыков на княжение и гарантий дипломатической неприкосновенности, управляла разнообразными подчиненными территориями и группами населения – от русских княжеств до степных кочевников. В своём выступлении он проанализировал влияние Орды на Русь, Литву, Венгрию и Византию, а также обсудил долговременное воздействие этого государства на формирование восточноевропейских государств.

Жизнь кочевников
Также были и другие отечественные ученые. Владимир Иванов, д.и.н., профессор, с.н.с. отдела средневековой археологии Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ выступил с докладом на тему «Золотоордынский город глазами кочевника». Им были рассказаны особенности золотоордынских археологических памятников, а свое выступление он закончил фразой от лица кочевника: «Спасибо за экскурсию в город! Но жить здесь я не буду». Аргументировал он это тем, что кочевнику хорошо жилось и в степи, а город был удобен лишь в качестве места для обмена и торговли.

Фото: © «Миллиард.Татар»

Илья Зайцев, д.и.н., профессор, заведующий Центром истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН (Москва, РФ) рассказал о татарских семьях, живших в Туровском стане Каширского уезда и о Никифоровской колонии степных растений, которая возникла, по его словам, как раз из-за активного земледелия татарских поселенцев. Последние привозили различные растения на эту территорию, хоть и следов кочевников тут и не наблюдалось. Зайцев поделился информацией о том, что на исследуемой территории, судя по Писцовым книгам, было значительное количество поместного землевладения служилых татар. Оно не сильно отличалось от русского.


Автор: Илюза Исхакова

Подробнее: https://milliard.tatar/news/zolotoordynskii-forum-otuz-tatary-mongoly-i-stepnye-bukety-na-kasire-7660

#Монгольская_империя #Золотая_Орда #Империя_Юань #история_Китая #Русь #Китай #монголы #татары #тюрки
45
13 418
19.06.2025 в 06:12
Источники, содержащие сведения о контактах государств Чингизидов с Западной Европой, изучены достаточно подробно, но вопрос участия восточных христиан в дипломатических миссиях требует отдельного рассмотрения. Первые сведения об участии восточных христиан в контактах монголов с европейцами мы встречаем уже в начале завоеваний. Несторианский клирик Симеон Раббан Ата около 1235 г. был послан ханом Угедеем в Великую Армению, которая в данное время подверглась монгольскому нашествию.

Согласно сообщениям армянского хрониста Киракоса Гандзакеци, проявил себя как защитник христиан, находясь затем в Тебризе, Симеон Раббан Ата действовал как сторонник союза монголов и христианских государств Передней Азии [1, с. 276]. О его личности по письменным источникам известно следующее: «Бог-провидец, желающий существования всех [тварей], по человеколюбию своему явил среди них (татар) мужа одного, сирийца по происхождению, человека богобоязненного и благочестивого, которого называли отцом их государя, хакана. Собственное имя его было Симеон, но звали его Рабан-ата: рабан по-сирийски значит «учитель», а ата – по-татарски «отец». Узнав о беспощадной резне христиан татарскими войсками, он явился к хакану с просьбой обратиться к своему войску с посланием – не уничтожать без разбора невинных людей, которые не воюют с ними, а оставлять их [в живых], чтобы они служили ему. Тот послал самого [Рабан-ату] с большой и пышной свитой и указом, обращенным к своим военачальникам, который предписывал во всем слушаться его повелений. И, прибыв, он принес много пользы христианам, избавив их от смерти и плена. Построил также церкви в мусульманских городах, где [прежде] люди не осмеливались называть имя христово, а особенно в Тавризе и Нахичеване, где к христианам относились еще более враждебно, так что они не решались открыто по||являться или ходить [по улицам], не то чтобы строить церкви или водружать кресты. А он строил церкви, водружал кресты, заставлял бить в трещотки днем и
вечером, открыто ходить на кладбище и хоронить умерших, как принято у христиан, с крестами, свечами, евангелием и службой. Сопротивлявшихся он казнил смертью. И никто не осмеливался ослушаться его приказа. Все войско татарское почитало его, как если бы он был их государем: без него ничего не задумывали и не предпринимали. Его торговые люди, снабженные тамгой, т. е. знаком и грамотой, свободно странствовали по всей стране, никто не осмеливался подойти к людям, которые называли имя Рабана. Всевоеначальники татарские посылали ему дары из своей военной добычи. Сам [Рабан] был человек кроткого нрава, воздержанный в пище и питье: лишь один раз в день – вечером– он принимал немного пищи.

Таким вот образом посетил бог народ свой в бедствии с помощью мужа сего. Многих татар он крестил. Все боялись его и трепетали перед ним из-за его чудесного нрава и прославленного имени» [1, c. 175]. Симеон Раббан Ата представлял интересы одного из монгольских военачальников (вероятно, Чормагана) в переговорах с монахом-доминиканцем Андредре де Лонжюмо. Скорее всего, задачу он ставил перед собой задачу создания военного союза монголов с крестоносцами [12, с. 54]. Р. Хеннинг сомневается, что сами монголы тогда были заинтересованы в союзе с католиками [12, с. 54]. Раббан Ата, как предполагает исследователь, через Лонжюмо, переслал папе письмо, в котором умолял его прекратить распрю с Фридрихом II ввиду опасности нового вторжения монголов [12, с. 54]. Здесь мы видим, что несториане с самого начала создания Монгольской империи были заинтересованы в союзе между противниками мусульман, даже когда сами противники к таковому союзу не стремились.

С самого начала монгольских завоеваний последователи нехалкидонских восточнохристианских течений (несториане, яковиты, григориане) являлись посредниками при распространении сведений о монголах среди крестоносцев на Ближнем Востоке, а затем – в самой Западной Европе. Первые сведения о монголах поступают в Западную Европу от восточных христиан. Таковые содержатся в «Известиях о завоеваниях царя Давида» 1221 г., переведенные и опубликованные исследователем Р. Хауталой [10, с. 27].

Как пишет автор, они стали доступны европейцам благодаря архиепископу Акры Жаку де Витри который перевел с арабского языка содержание двух документов ближневосточных христиан [10, с. 27]. Р. Хаутала отмечает, что автор данного сообщения мог быть яковитом [10, с. 27]. Сиро-яковитская церковь, как и несторианская, относится к нехалкидонским церквям. Ее последователи которой проживали на Ближнем Востоке, как во владениях мусульман, так и крестоносцев.Часто отдельные группы восточных христиан перемещались с территорий, находившихся под властью халифов на территории, занятыми королевствами крестоносцев и наоборот. Примером тому является биография западносирийского (яковитского) историка Григория Иоанн ибн Ахруна ибн Тука ан-Насрани ал-Малати абул-Фараджа, (известного под именем Бар Гебрей, или Бар Эбрайя). Он родился в городе Малатие в Диар-Бакре (территория современной Восточной Турции). В 1244 г. Его отец Ахрун, известный врач еврейского происхождения, принявший христианство яковитского толка, выехал с семьей в Антиохию, находившуюся под контролем крестоносцев. После прохождения обучения в яковитском монастыре и медицинской школе в Триполи Григорий Иоанн по приглашению патриарха Игнатия II он вернулся в
Малатию и назначается епископом ал-Акбина [15, с. 209].

Костогрызова С.Е. Роль восточных христиан в дипломатических контактах государств Чингизидов с Западной Европой
// ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ НАСЛЕДИЕ: Материалы VIIΙ Международного Золотоордынского Форума «Pax Tatarica: средневековые источники и исторический контекст», Болгар–Казань, 9–11 июня 2025 г. Выпуск 6. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2025. С. 263-269.

#несторианство #яковиты #монголы #тюрки #Христианский_Восток #сирология #монголоведение #тюркология #религиоведение #Ассирийская_церковь_Востока #Монгольская_империя #история_Армении
24
11 019
23.06.2025 в 20:11
Раньше считалось и очень хотелось считать, что булгары имели свою монументальную архитектуру

- А определяется ли какой-то стиль этой каменной мечети? Какой архитектурной школы придерживается сохранившийся Биляр?

- Нет, стиль не определяется, поскольку мало что сохранилось, но определяется планировка. Она была такая же, как у мечети в Болгаре. Это большое прямоугольное здание, с северной стороны находился вход, а зал был разделен колоннами. В Биляре есть еще одно довольно монументальное здание, которое долгое время почему-то считалось караван-сараем. Это здание, часть помещений которого имеет подпольное отопление. Сейчас совершенно очевидно, что это большая общественная баня, в которой есть два отделения – одно мужское, другое женское. Женское достаточно маленькое и состоит из двух комнат, а мужское из большего количества.

- Не оно ли считалось «домом феодала» в одно время?

- Нет, это здание сходной конструкции, но это здание изначально считали караван-сараем. «Дом феодала» тоже оказался баней, но он находится прямо рядом с мечетью. Когда я начала заниматься банями, я поняла, что здание с подпольным отоплением – это всегда баня. Эта система гипокауста возникла в Древнем Риме, была придумана Гаем Сергием Оратой, описана у Витрувия, где четко прописано, как именно делать эти столбики, как настилать на них полы, куда должен быть уклон, чтобы дым шел вверх и т.д. Почему именно в Волжской Болгарии это должны быть дома, тогда как по всему восточному миру это баня? И действительно, как мы теперь знаем вообще, во всем мусульманском мире мечети в качестве вакуфных заведений имели бани, которые приносили им доход.

Раньше считалось и очень хотелось считать, что болгары имели свою строительную культуру, но все-таки большинство каменных построек были построены во время Золотой Орды. И самый расцвет монументальной архитектуры – это все-таки золотоордынский период.

Во второй части интервью Эмма Зиливинская рассказала о том, откуда в Болгар пришла каменная архитектура и мастера, сельджукской и малазийской традиции в архитектуре Волжской Булгарии.

#Золотая_Орда #Волжская_Булгария

Подробнее: https://milliard.tatar/news/emma-zilivinskaya-pervonacalnoi-stolicei-zolotoi-ordy-byl-bolgar-gde-naxodilas-administraciya-i-cekanilas-moneta-7747
8
10 653
30.06.2025 в 14:15