Константин Сонин
ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕНЗУРЫ
Совсем с ума посходили. Понятно, что цензура - типичнейший признак авторитарного режима. Без запрета на книги, газеты, информацию власть удерживать невозможно. Не случайно, что российская конституция, пока она действовала, запрещала цензуру. В ней написано "цензура запрещается".
Но тут пошло какое-то обсуждение цензуры как будто в ней может быть что-то хорошее. Конечно, может быть в каком-то извращенном смысле – что так плохо, что даже хорошо. Ну и, конечно, у цензуры есть «выгодприобретатели» - те авторы, кого читали бы меньше, потому что цензура ограничила или испортила произведения других авторов.
Поскольку я тут вспоминал, перебирая, все лучшие русские романы ХХ века, можно посмотреть какой чудовищный ущерб русской литературе, писателям и читателям, был нанесён цензурой.
Из-за цензуры с запозданием на десятилетия к читательницам и читателям пришли, только из великих русских романов ХХ века – «Раковый корпус», «В круге первом» и «Архипелаг ГУЛаг», «Мастер и маргарита», «Белая гвардия» и «Собачье сердце», «Котлован» и «Чевенгур», «Между собакой и волком» и «Школа для дураков», «Доктор Живаго», «Жизнь Арсеньева», «Александр I», «Приключения Ивана Чонкина», «Лолита», «Дар» и «Другие берега», «Ожог» и «Остров Крым», «Заповедник» и «Компромисс» …
Грубо говоря, практически вся великая русская литература ХХ века была недоступна читателям внутри страны на протяжении десятилетий.
Проще назвать важные романы, которые прошли через цензуру – «Тихий Дон», "Зависть", «12 стульев», «Золотой теленок», «У войны не женское лицо», «Нетерпение». Каждое из этих произведений было цензурой серьёзно покалечено. Не пострадавших от цензуры хоть сколько бы значимых романов просто нет.
Про мировую литературу ХХ века можно и не говорить. Был доступен, может, 1% от важных произведений. Если считать «формальную доступность» («Иностранка» или издания мизерными тиражами»), ну, может, 10%. Всё равно, как и в случае с русской литературой, позорно маленькая доля.
Точно так же можно и не говорить про русскую публицистику. Не знаю, кто занимался этим серьёзно, но я не могу вспомнить ни одного – ни одного – значимого публицистического текста, написанного русским автором между, скажем, 1945 и 1985, который был бы прошёл цензуру. «Размышления о мире и прогрессе», «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», «Письмо Сахарова-Медведева-Турчина» или там книги Зиновьева и Медведевых, книги по философии, этнографии, истории. Потери для читательниц и читателей, находившиеся внутри СССР – это чудовищные потери.
Совсем с ума посходили. Понятно, что цензура - типичнейший признак авторитарного режима. Без запрета на книги, газеты, информацию власть удерживать невозможно. Не случайно, что российская конституция, пока она действовала, запрещала цензуру. В ней написано "цензура запрещается".
Но тут пошло какое-то обсуждение цензуры как будто в ней может быть что-то хорошее. Конечно, может быть в каком-то извращенном смысле – что так плохо, что даже хорошо. Ну и, конечно, у цензуры есть «выгодприобретатели» - те авторы, кого читали бы меньше, потому что цензура ограничила или испортила произведения других авторов.
Поскольку я тут вспоминал, перебирая, все лучшие русские романы ХХ века, можно посмотреть какой чудовищный ущерб русской литературе, писателям и читателям, был нанесён цензурой.
Из-за цензуры с запозданием на десятилетия к читательницам и читателям пришли, только из великих русских романов ХХ века – «Раковый корпус», «В круге первом» и «Архипелаг ГУЛаг», «Мастер и маргарита», «Белая гвардия» и «Собачье сердце», «Котлован» и «Чевенгур», «Между собакой и волком» и «Школа для дураков», «Доктор Живаго», «Жизнь Арсеньева», «Александр I», «Приключения Ивана Чонкина», «Лолита», «Дар» и «Другие берега», «Ожог» и «Остров Крым», «Заповедник» и «Компромисс» …
Грубо говоря, практически вся великая русская литература ХХ века была недоступна читателям внутри страны на протяжении десятилетий.
Проще назвать важные романы, которые прошли через цензуру – «Тихий Дон», "Зависть", «12 стульев», «Золотой теленок», «У войны не женское лицо», «Нетерпение». Каждое из этих произведений было цензурой серьёзно покалечено. Не пострадавших от цензуры хоть сколько бы значимых романов просто нет.
Про мировую литературу ХХ века можно и не говорить. Был доступен, может, 1% от важных произведений. Если считать «формальную доступность» («Иностранка» или издания мизерными тиражами»), ну, может, 10%. Всё равно, как и в случае с русской литературой, позорно маленькая доля.
Точно так же можно и не говорить про русскую публицистику. Не знаю, кто занимался этим серьёзно, но я не могу вспомнить ни одного – ни одного – значимого публицистического текста, написанного русским автором между, скажем, 1945 и 1985, который был бы прошёл цензуру. «Размышления о мире и прогрессе», «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», «Письмо Сахарова-Медведева-Турчина» или там книги Зиновьева и Медведевых, книги по философии, этнографии, истории. Потери для читательниц и читателей, находившиеся внутри СССР – это чудовищные потери.
❤ 81
👍 52
🔥 5
👎 3
😁 2
🤔 2
🥰 1
👏 1
🤯 1
11 793
12 июля