
Настроение – Моя Вытегра
21 июля

21 июля - день в истории
2 августа (21 июля) – 215 лет назад (1810) открыто судоходство по МАРИИНСКОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЕ, соединившей реки Волжского и Балтийского бассейнов. С 1964 г. – в составе Волго-Балтийского водного пути.
Путь из Онежского озера в Белое море по озерам, малым рекам и волокам был известен новгородцам с давних времен. В XVI в. этим путем проезжали в Москву и Новгород иностранные купцы. Петру I, не раз приезжавшему в Обонежье для устройства металлургических заводов, верфей или проездом в Архангельск, был знаком водораздел между Онежским и Белым озерами. Понимая значение водного пути, особенно в связи с основанием Санкт-Петербурга, Петр I решил соединить каналом реки Вытегру и Ковжу. В 1710 г. по его заданию инженер Джон Перри, подданный Великобритании, провел исследования и представил царю проекты соединения и шлюзования рек Вытегры и Ковжи.
Смерть Петра I в 1725 г. надолго отодвинула строительство водного канала. 20 января 1799 г. Павел I издал указ о начале строительства Вытегорского канала. В указе сообщалось, что дополнительные средства в размере 400 тысяч рублей ежегодно будут выделяться из Петербургского воспитательного дома, возглавляемого женой Павла I Марией Федоровной, и что канал этот «во изъявление признательности нашей к таковому спошествованию ея императорского величества и на память потомству соизволяем мы именовать Мариинским». Управление работами было возложено на инженера генерал-майора Франца Деволанта. 21 июля 1810 г. (по старому стилю) было открыто судоходство по Мариинской системе. Год спустя, в 1811 г., на соединительном канале в с. Петровском на том месте, где по преданию отдыхал Петр I, был воздвигнут монумент, на постаменте которого написано: «Зиждитель пользы и славы народа своего. Великий Петр здесь, помышляя о судоходстве, отдыхал на сем самом месте в 1711 г. Благоговейте сыны России!»
В 1810 г. шлюзы на реках Ковже и Вытегре располагались либо рядом с плотиной, либо в каналах, которые спрямляли излучины рек. Всего было построено 28 шлюзов (45 камер), 800 метров «спрямительных» каналов, 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов, 9-километровый соединительный канал.
Работы на некоторых участках велись в сложнейших геологических условиях: болота, водопроницаемый известняк заставляли отечественных инженеров искать и находить оригинальные решения. На протяжении 153 лет существования Мариинская водная система неоднократно перестраивалась и реконструировалась. В середине XIX в. был построен Белозерский и Онежский обводные каналы. В 1882–1886 гг. в известковых породах прорубили Ново-Мариинский канал и построили два однокамерных шлюза.
В 1890–1896 гг. было произведено капитальное переустройство Мариинского канала. Проект реконструкции составили инженеры Вытегорского округа путей сообщений под руководством начальника округа А. Звягинцева. К 1896 г. на Ковже и Вытегре было построено 30 шлюзов, размеры камер составляли 74x10,3 м с глубиной на нижних королях до 2,5 м. Был расширен и расчищен Ново-Мариинский канал, что позволило проводить суда грузоподъемностью до 800 тонн. Одним из главных объектов был Девятинский перекоп с глубиной разработки до 24 м. Это спрямление имело длину 935 метров и прорезало массив известняка. По оси перекопа проложили тоннель узкоколейной дороги, сообщавшийся с поверхностью вертикальными шахтами. Разрыхленную породу сбрасывали в вагонетки и отвозили по эстакаде в отвал. Деревянные шлюзы и плотины являлись образцом для последующего отечественного гидростроительства. Достаточно сказать, что некоторые сооружения действовали без капитального переустройства до последних дней существования Мариинской системы. На Кандусском лесозаводе, кроме изготовления пиломатериалов для строительства и ремонта деревянных шлюзов, можно было построить в год до 20 судов. На всемирной выставке в Париже в 1913 г. Мариинской водной системе была присуждена Большая золотая медаль «За выдающееся достижение русской инженерной мысли» как шедевру деревянного гидростроения.
Всего на Мариинской системе было построено 34 деревянных и 4 каменных шлюза, 8 плотин и 3 моста и другие сооружения. В начале XX в. построено 4 шлюза на реке Шексне. Все шлюзы Мариинской водной системы эксплуатировались до ввода в действие Волго-Балтийской системы гидросооружений, большинство из них носили имена святых: Св. Сергия, Св. Надежды, Св. Иоанна, Св. Георгия и других. Общая длина пути от Санкт-Петербурга до Рыбинска составила 1123 км.
По участкам распределение пути было следующим: Шексна – 413 км, Белозерский канал – 67 км, Ковжа – 70 км, Ново-Мариинский канал – 6,5 км, Вытегра – 59, Онежский канал – 67, Свирь – 199, Приладожские каналы – 167 км и Нева – 74 км. Водораздел лежал на 119 м выше Балтийского моря. Средняя продолжительность навигации – 150 суток. Грузооборот составлял 2,3–3,1 млн. тонн. Суда преодолевали расстояние от Рыбинска до Санкт-Петербурга за 16–30 суток.
До появления пароходов главным средством буксировки судов были бурлаки. Они тянули барку бечевой. Наибольшее число бурлаков было на Мариинской водной системе, так как болотистая, покрытая лесом местность не давала возможности применять конную тягу. После реконструкции Мариинской системы бурлачество на ней полностью вытеснила пароходная или конная тяга.
Годы гражданской войны и годы разрухи тяжело отразились на состоянии Мариинской системы. Многие сооружения требовали ремонта. С 1923 г. Советским правительством были продолжены работы по усовершенствованию водного пути. На реке Свирь сооружены 2 гидроузла – Нижнесвирский (1933 г.) и Верхнесвирский (1952 г.). Река Свирь стала глубоководным путем на всем своем протяжении. Строителем и проектировщиком первого сооружения был инженер-академик Г. О. Графтио. К 1941 г. на Волге в 13 км выше Рыбинска сооружен мощный гидроузел, который поднял воду на реках Волге, Мологе и Шексне и образовал Рыбинское водохранилище площадью 4500 кв. км. Рыбинское водохранилище вывело из эксплуатации 4 шекснинских гидроузла. На системе осталось 39 шлюзов.
Мариинская водная система была наиболее полноводной и удобной для судоходства, быстро развивалась и совершенствовалась, обеспечивая пропуск речных судов между Волгой и Балтикой более полутора веков. Строительство и ввод в эксплуатацию в 1964 г. Волго-Балтийского канала, заменившего Мариинскую систему с ее 39 шлюзами, стало завершающим этапом в создании Единой глубоководной системы Европейской части России.
2 августа (21 июля) – 215 лет назад (1810) открыто судоходство по МАРИИНСКОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЕ, соединившей реки Волжского и Балтийского бассейнов. С 1964 г. – в составе Волго-Балтийского водного пути.
Путь из Онежского озера в Белое море по озерам, малым рекам и волокам был известен новгородцам с давних времен. В XVI в. этим путем проезжали в Москву и Новгород иностранные купцы. Петру I, не раз приезжавшему в Обонежье для устройства металлургических заводов, верфей или проездом в Архангельск, был знаком водораздел между Онежским и Белым озерами. Понимая значение водного пути, особенно в связи с основанием Санкт-Петербурга, Петр I решил соединить каналом реки Вытегру и Ковжу. В 1710 г. по его заданию инженер Джон Перри, подданный Великобритании, провел исследования и представил царю проекты соединения и шлюзования рек Вытегры и Ковжи.
Смерть Петра I в 1725 г. надолго отодвинула строительство водного канала. 20 января 1799 г. Павел I издал указ о начале строительства Вытегорского канала. В указе сообщалось, что дополнительные средства в размере 400 тысяч рублей ежегодно будут выделяться из Петербургского воспитательного дома, возглавляемого женой Павла I Марией Федоровной, и что канал этот «во изъявление признательности нашей к таковому спошествованию ея императорского величества и на память потомству соизволяем мы именовать Мариинским». Управление работами было возложено на инженера генерал-майора Франца Деволанта. 21 июля 1810 г. (по старому стилю) было открыто судоходство по Мариинской системе. Год спустя, в 1811 г., на соединительном канале в с. Петровском на том месте, где по преданию отдыхал Петр I, был воздвигнут монумент, на постаменте которого написано: «Зиждитель пользы и славы народа своего. Великий Петр здесь, помышляя о судоходстве, отдыхал на сем самом месте в 1711 г. Благоговейте сыны России!»
В 1810 г. шлюзы на реках Ковже и Вытегре располагались либо рядом с плотиной, либо в каналах, которые спрямляли излучины рек. Всего было построено 28 шлюзов (45 камер), 800 метров «спрямительных» каналов, 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов, 9-километровый соединительный канал.
Работы на некоторых участках велись в сложнейших геологических условиях: болота, водопроницаемый известняк заставляли отечественных инженеров искать и находить оригинальные решения. На протяжении 153 лет существования Мариинская водная система неоднократно перестраивалась и реконструировалась. В середине XIX в. был построен Белозерский и Онежский обводные каналы. В 1882–1886 гг. в известковых породах прорубили Ново-Мариинский канал и построили два однокамерных шлюза.
В 1890–1896 гг. было произведено капитальное переустройство Мариинского канала. Проект реконструкции составили инженеры Вытегорского округа путей сообщений под руководством начальника округа А. Звягинцева. К 1896 г. на Ковже и Вытегре было построено 30 шлюзов, размеры камер составляли 74x10,3 м с глубиной на нижних королях до 2,5 м. Был расширен и расчищен Ново-Мариинский канал, что позволило проводить суда грузоподъемностью до 800 тонн. Одним из главных объектов был Девятинский перекоп с глубиной разработки до 24 м. Это спрямление имело длину 935 метров и прорезало массив известняка. По оси перекопа проложили тоннель узкоколейной дороги, сообщавшийся с поверхностью вертикальными шахтами. Разрыхленную породу сбрасывали в вагонетки и отвозили по эстакаде в отвал. Деревянные шлюзы и плотины являлись образцом для последующего отечественного гидростроительства. Достаточно сказать, что некоторые сооружения действовали без капитального переустройства до последних дней существования Мариинской системы. На Кандусском лесозаводе, кроме изготовления пиломатериалов для строительства и ремонта деревянных шлюзов, можно было построить в год до 20 судов. На всемирной выставке в Париже в 1913 г. Мариинской водной системе была присуждена Большая золотая медаль «За выдающееся достижение русской инженерной мысли» как шедевру деревянного гидростроения.
Всего на Мариинской системе было построено 34 деревянных и 4 каменных шлюза, 8 плотин и 3 моста и другие сооружения. В начале XX в. построено 4 шлюза на реке Шексне. Все шлюзы Мариинской водной системы эксплуатировались до ввода в действие Волго-Балтийской системы гидросооружений, большинство из них носили имена святых: Св. Сергия, Св. Надежды, Св. Иоанна, Св. Георгия и других. Общая длина пути от Санкт-Петербурга до Рыбинска составила 1123 км.
По участкам распределение пути было следующим: Шексна – 413 км, Белозерский канал – 67 км, Ковжа – 70 км, Ново-Мариинский канал – 6,5 км, Вытегра – 59, Онежский канал – 67, Свирь – 199, Приладожские каналы – 167 км и Нева – 74 км. Водораздел лежал на 119 м выше Балтийского моря. Средняя продолжительность навигации – 150 суток. Грузооборот составлял 2,3–3,1 млн. тонн. Суда преодолевали расстояние от Рыбинска до Санкт-Петербурга за 16–30 суток.
До появления пароходов главным средством буксировки судов были бурлаки. Они тянули барку бечевой. Наибольшее число бурлаков было на Мариинской водной системе, так как болотистая, покрытая лесом местность не давала возможности применять конную тягу. После реконструкции Мариинской системы бурлачество на ней полностью вытеснила пароходная или конная тяга.
Годы гражданской войны и годы разрухи тяжело отразились на состоянии Мариинской системы. Многие сооружения требовали ремонта. С 1923 г. Советским правительством были продолжены работы по усовершенствованию водного пути. На реке Свирь сооружены 2 гидроузла – Нижнесвирский (1933 г.) и Верхнесвирский (1952 г.). Река Свирь стала глубоководным путем на всем своем протяжении. Строителем и проектировщиком первого сооружения был инженер-академик Г. О. Графтио. К 1941 г. на Волге в 13 км выше Рыбинска сооружен мощный гидроузел, который поднял воду на реках Волге, Мологе и Шексне и образовал Рыбинское водохранилище площадью 4500 кв. км. Рыбинское водохранилище вывело из эксплуатации 4 шекснинских гидроузла. На системе осталось 39 шлюзов.
Мариинская водная система была наиболее полноводной и удобной для судоходства, быстро развивалась и совершенствовалась, обеспечивая пропуск речных судов между Волгой и Балтикой более полутора веков. Строительство и ввод в эксплуатацию в 1964 г. Волго-Балтийского канала, заменившего Мариинскую систему с ее 39 шлюзами, стало завершающим этапом в создании Единой глубоководной системы Европейской части России.
3 095