Посты

Some SEO Title

Фильтры:

ID площадки

Поиск по ключевому слову:

Фильтры

Дата:

Социальные сети:

Репосты:

Комментарии:

Охват:

График публикаций площадки

Всего 28 постов в 1 канале

ava
Острова сопротивления: как российские регионы пытаются противостоять отмене местного самоуправления

#аналитика

Протесты в Республике Алтай против муниципальной реформы стали очередным ярким эпизодом сопротивления российских регионов централизаторским усилиям Кремля, направленным на демонтаж местного самоуправления. Идущая полным ходом реформа ликвидирует двухуровневую систему МСУ, упраздняя сельские советы и усиливая контроль губернаторов над укрупненными округами.

Алтайский кейс имеет свою специфику: протесты жителей и местных элит направлены здесь против «варягов» — присланного из Москвы губернатора Андрея Турчака и эмиссара крупного бизнеса соседнего Алтайского края Александра Прокопьева, угрожающих местным традициям и интересам, прежде всего в вопросах контроля над землей. Местные справедливо полагают, что будут отодвинуты от процесса создания в республике туристического кластера федерального значения.

В целом же демонтаж местного самоуправления призван закрепить последовательно унитарную модель государства, включив нижние уровни власти в единую вертикаль. Хотя МСУ не являлось в России полноценным уровнем власти, так как имело крайне слабую финансовую базу, оно оставалось тем не менее легитимным и востребованным в глазах граждан. Кроме того, муниципальная власть была как кузницей низовых политических активистов, прежде всего — в городах, получавших здесь опыт реальных электоральных кампаний, так и средоточием политической легитимности и влияния местных элит, в значительной степени утративших его на уровне региональных администраций.

Хотя закрепляющий реформу закон в первом чтении был одобрен еще в 2021 году, окончательно принять его удалось лишь весной этого года — и то с поправками, позволяющими некоторым регионам сохранить двухуровневую модель МСУ. При том что новая модель встречала стихийное сопротивление «снизу» во многих регионах, самыми эффективными в противостоянии ей оказались национальные республики, где иерархическая сплоченность элит была в наибольшей степени сохранена.

Республика Алтай по всем параметрам также должна была быть в списке исключений, однако коммерческий интерес московского крупного бизнеса и «варяг»-тяжеловес, присланный в качестве губернатора, определили конфронтационный и «колониальный» трек реформы в экономически и политически слабом регионе.

Подробнее >


Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
ava
Из живой силы в мертвую: совокупные расходы на обеспечение «живой силой» российского наступления составляют около 2 трлн рублей в первой половине 2025 года

#аналитика

Эффективный коммерческий «контракт на войну» остается ключевым фактором, позволяющим Владимиру Путину проводить наступательные кампании в Украине второй год подряд, несмотря на крайне высокие потери и небольшой реальный эффект с точки зрения размеров захваченной территории.

Восполнение живой силы стало возможно благодаря стремительному росту размеров бонусов за заключение контракта. Этот рост был особенно быстрым во второй половине прошлого года. Совокупный размер таких бонусов, включающих федеральные и региональные выплаты, достиг пика к февралю 2025 года и остается на стабильно высоком уровне. По 12 регионам с максимальными размерами выплат их среднее значение за последние шесть месяцев достигло примерно 2,7 млн рублей (более $30 тыс. по текущему курсу).

При этом темпы набора контрактников несколько снизились в первой половине 2025 года и демонстрируют особенно существенное снижение в июне. Общее количество новых контрактов за шесть месяцев составляет около 200 тыс. и пока примерно соответствует темпам потерь российской группировки в Украине.

Однако выплаты за подписание контракта — наиболее заметная, но далеко не единственная составляющая эффективного контракта, позволяющего поддерживать интенсивный приток живой силы на фоне высоких потерь. Второй составляющей является денежное довольствие военных. Общие затраты российских бюджетов всех уровней на бонусы составили за первую половину 2025 года около 400 млрд рублей. Денежное довольствие для примерно 600-тысячной группировки российских войск в Украине за тот же период обошлось, по нашим подсчетам, примерно в 860 млрд. Наконец, третья составляющая затрат на «живую силу» — выплаты семьям погибших и раненым — обойдется бюджету примерно в 750–760 млрд.

Итого в первой половине 2025 года расходы на «живую силу», которая обеспечивает возможность российского наступления, должны составить немногим более 2 трлн рублей. При сохранении тех же темпов потерь и из восполнения во второй половине года годовые расходы превысят 4 трлн рублей. Эта сумма, эквивалентная 2% российского ВВП, 9,5% расходов федерального бюджета этого года и 5,5% расходов консолидированного бюджета прошлого года, на 1 трлн больше наших оценок расходов на живую силу для периода с июля 2023 года по июнь 2024-го. Основным фактором роста расходов являются высокие потери и, соответственно, необходимость увеличивать привлекательность контракта за счет бонусов, доля которых в общих расходах на «живую силу» составляет, по нашим оценкам, теперь около 20%.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
ava
Новый старт: региональная политика и региональная номенклатура в России на четвертом году «СВО»

▪️
Александр Кынев, независимый исследователь

#экспертиза

Во второй половине 2024-го и первой половине 2025 года Кремль развернулся к региональной политике после паузы, взятой в 2022–2023 годах. При этом динамика кадровых ротаций указывает, что новые подходы к ней могут оказаться еще более жесткими, чем раньше. Об этом свидетельствуют почти ковровые «зачистки» административной элиты в ряде областей, где были заменены губернаторы.

В недавно опубликованной на Re: Russia статье «Региональные элиты эпохи СВО» ведущий специалист по российской региональной политике Александр Кынев анализировал, как трансформировался политический и управленческий ландшафт российских регионов за последние десятилетия и как новая управленческая модель последовательно разрушала сформированную в первый постсоветский период сплоченность региональных элит. В новом тексте речь идет об основных трендах в динамике регионального управления и ротации административных элит регионов в течение последних трех лет.

С началом того, что в Кремле официально называется «СВО», уровень ротации и в губернаторском корпусе, и в региональной административной элите резко снизился. Москва поставила на холд обычный порядок кадровых изменений и на федеральном, и на региональном уровне в 2022–2023 годах. В отличие от предшествующего периода, когда ежегодно заменялись в среднем 13 губернаторов, в эти годы были сменены только по пять губернаторов. А уровень ротации в руководстве региональных администраций снизился с 37% в предыдущий период до 26%.

Однако со второй половины 2024 года ситуация начала меняться: с июля 2024-го по июнь 2025-го было заменено уже 13 губернаторов, а уровень ротации вернулся к показателю 32%. Кремль не только преодолел растерянность и осторожность в подходе к кадровым вопросам, но и тестирует новые и более жесткие стратегии.

Второй важной тенденцией становится инфильтрация региональной административной элиты «участниками СВО», кадровыми военными или управленцами, поработавшими на «новых территориях». Хотя в численном отношении проникновение этих категорий в управленческую номенклатуру не слишком значительно, можно определенно утверждать, что они становятся все более заметной частью управленческой элиты, а их позиции и амбиции во многом превращаются в ее новую политическую константу, пишет Кынев.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
ava
Преступно-патриотический симбиоз: синергия спецслужб, киберпреступности и квазиактивизма вывела Россию в мировые лидеры кибердеструкции

#аналитика

Российские власти создали сложную экосистему инфо- и кибервоздействия, объединяющую пропагандистские СМИ, некоммерческие организации, спецслужбы (ФСБ, СВР, ГРУ), а также хакерские и криминальные кибергруппы. Исследователям удалось идентифицировать 51 организацию, входящую в эту систему, но их число, вероятно, больше. Она позволяет проводить скоординированные кибератаки и дезинформационные кампании, направленные на достижение поставленных целей.

При этом эффективность системы в сфере кибервоздействия определяется координацией усилий государственных, негосударственных и криминальных акторов, а также использованием их «масок». Помимо технических групп, осуществляющих кибероперации, которые координируются или напрямую управляются российскими спецслужбами (таких как APT44/Sandworm или APT28/Fancy Bear), российские власти патронируют сеть хактивистских, квазихактивистских и собственно криминальных кибергрупп.

Хактивистские группы, такие как CyberBerkut и XakNet, под видом независимых акторов проводят DDoS-атаки и обеспечивают утечки данных, маскируя и затеняя причастность государства к кибероперациям. С 2014 года, особенно после полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году, такие структуры активно привлекаются для атак на украинские правительственные сайты и СМИ. В то же время непосредственно связанные со спецслужбами группы могут создавать хактивистские «маски» для своих операций.

Наконец, российские власти активно взаимодействуют с криминальными кибергруппами, такими как REvil, Conti и LockBit. В одних случаях государство ведет целенаправленную охоту за хакерами с целью их последующей вербовки и использования в собственных проектах, в других они получают в России защиту от преследования при условии исключения «российских целей» и содействия в проведении операций против «недружественных» Кремлю стран. Результатом этого симбиоза стал стремительный рост доли связанных с российскими акторами киберпреступлений и киберинцидентов в мире, которые в последнее время преимущественно сфокусированы на европейских странах.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
ava
Широкий фронт и узкий: промышленность развернулась к спаду, хотя несколько отдельных зон высокого роста размывают эту картину

#аналитика

Российская промышленность замедляется широким фронтом — это подтверждают и официальная статистика, и опросы предприятий, хотя ряд текущих показателей выглядят противоречиво.

Всплеск пессимизма в оценках экономической динамики в мае–июне проявил себя не только на полях Петербургского экономического форума, но и в опросах предприятий. Если общий по экономике показатель текущих оценок бизнес-климата в последнем опросе ЦБ демонстрирует неприятное, но умеренное ухудшение, то в промышленности оценки обвалились до значений, сопоставимых с оценками кризисного периода 2015–2016 годов.

На этом фоне выглядит особенно парадоксально рывок промышленности в мае, зафиксированный Росстатом. Однако анализ более широких данных позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, в российской промышленности наметился структурный сдвиг. Если в довоенную эпоху сектор добычи отчасти стабилизировал ситуацию в моменты кризисного сжатия внутреннего спроса, то теперь он ослаблен и тянет показатели промышленного производства вниз. Динамика добывающего сектора в январе–мае — худшая за последние 11 лет.

Во-вторых, в обрабатывающих отраслях мы видим широкий переход от роста в январе–мае 2024 года к сокращению выпуска в тот же период 2025-го и сужающийся набор точек роста в некоторых экспортных подотраслях (цветные металлы, агрохимия) и военных производствах. Эти узкие зоны аномально высокого роста размывают картину общего неблагополучия.

Факторы, определившие эти тенденции, сформировались, как представляется, еще до того, как экономика в достаточной мере начала ощущать эффект сокращения доходов от экспорта. Этот новый негативный фактор начал оказывать свое влияние, по всей видимости, лишь под конец второго квартала и в большей степени проявит себя в третьем.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org

Самые популярные публикации

Догоняющий гибридный тоталитаризм: национальный мессенджер — ещё одна попытка скрещивания в России западной модели и китайской

#аналитика

Закон о национальном мессенджере знаменует очередной шаг в усилиях российских властей по централизации цифровой среды и превращению ее в инструмент авторитарного контроля пользователей. 

Российским властям не дает покоя технологический и политический успех китайского WeChat, ставшего незаменимым инструментом цифровой повседневности и цифрового тоталитаризма одновременно. 

Однако создание успешного суперприложения — чрезвычайно сложный проект. WeChat возник в эпоху массового внедрения смартфонов и прошел несколько стадий естественного конкурентного развития в условиях, когда проникновение западных платформ на китайский рынок было ограничено.

Российская модель эволюции цифровой среды — результат по сути трех разных этапов развития: первоначального «естественного» рывка и широкого проникновения западных социальных сетей и мессенджеров, инновационного коммерческого развития и последовавшего за ними периода «догоняющего» регулирования и вмешательства государства. 

Потребительские привычки российских пользователей были сформированы в условиях глобальной конкурентной среды. Теперь же российские власти стремятся вытеснить западные платформы, одновременно создавая их «импортозамещающие» аналоги в условиях ограниченной конкуренции и бюджетных вливаний.

Эти проекты рыночно нежизнеспособны и могут выжить лишь в условиях все расширяющегося принуждения и монополизации. Несмотря на всю активность регуляторов, Рунет до сих пор не стал закрытой системой и остается пространством живой конкуренции. Это, в частности, мешает государству ввести обязательный для всех платежный сервис, а такой сервис — основа эффективности китайских суперприложений. 

Национальный мессенджер может стать фактически обязательным только через практику, то есть через системное вытеснение всех альтернатив. Однако на сегодняшний день это выглядит практически недостижимой целью. Строительство цифрового авторитаризма — непростая задача, особенно в условиях, когда дигитальная среда формировалась в течение двух десятилетий в рамках совершенно иной модели и во многом была средоточием инновационных прорывов.

Впрочем, нет сомнений, что российские власти продолжат усилия в этом направлении.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
49 806
26.06.2025 в 09:41
Репутационный нокдаун: президентство Трампа ведет к повсеместному обвалу доверия к США и укреплению Китая в качестве нового лидера, показывают опросы

#аналитика

На кепке Трампа аббревиатуру MAGA — Make America Great Again — следовало бы заменить на MADA — Make America Declining Again. Лозунг Трампа оборачивается своей полной противоположностью. Первые месяцы его пребывания в Белом доме стали моментом резкого поворота к «закату Америки» в восприятии окружающего ее мира.

Доля испытывающих доверие к США и полагающих, что Америка сыграет позитивную для мира роль в нынешнем десятилетии, быстро сокращается. Падает доверие к американской демократии, способности Америки решать международные вопросы и к американской экономике.

Быстрее всего США теряют доверие среди своих традиционных союзников и наиболее развитых стран мира, причем как в Европе, так и в Азии. Падает доверие к США и в Латинской Америке.

В оценках способности США играть роль лидера и выступать в качестве международного арбитра ключевую роль играет именно восприятие личности Трампа. Две трети опрошенных Pew Research Center в 24 странах считают его некомпетентным, высокомерным и нечестным — против трети придерживающихся противоположного мнения.

Оценка перспектив американской экономики в меньшей степени связана с личностью Трампа и выглядит несколько парадоксально. Из восьми стран, где большинство уверено, что США сохраняют лидерство в экономической гонке, пять — азиатские страны, в то время как в развитых европейских странах большинство опрошенных полагают, что лидерство уже принадлежит Китаю.

Как и следовало ожидать, Китай является главным бенефициаром разрушительной для имиджа США политики Трампа. Несколько опросов демонстрируют быстрый рост доверия к нему на фоне обвального падения доверия к Америке.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
28 196
23.06.2025 в 16:27
Смена плеча: Европе пока удается замещать финансовую помощь США Украине, осталось отработать новую модель военных поставок

#аналитика

Резко нарастив помощь Украине в начале 2025 года, Европа сумела компенсировать отсутствие новой помощи от США — по крайней мере, в финансовом выражении. За январь–апрель общий размер помощи составил €27,4 млрд, что лишь чуть ниже среднего значения для всех четырехмесячных периодов с мая 2022 года (€28,3 млрд). При этом на долю Европы пришлось 98% этой суммы, в то время как в предыдущие три года ее доля составляла 53%.

Чтобы положение Украины было более устойчивым, все европейские страны должны тратить на ее поддержку не менее 0,37% своего ВВП, или 0,2% ВВП по паритету покупательной способности, подсчитали в Кильском институте мировой экономики. Пока этой планки достигают лишь страны Северной Европы и Балтии. Крупнейшие экономики — европейская «большая пятерка» — отстают. В этом году начали увеличивать расходы Великобритания и Франция, Германия — обещает. А Италия и Испания ограничиваются символическими суммами, их вклад в европейскую помощь Украине в отношении размеров их экономик ничтожен.

Пока непонятно, сумеет ли Европа закрепить свой успех начала 2025 года. Чтобы сделать механизм помощи более устойчивым, следовало бы шире использовать замороженные российские активы. Пока обсуждается компромиссный вариант — вложение их в менее консервативные финансовые инструменты, чтобы за счет более высоких процентов профинансировать новый кредит Украине.

Между тем Украина продолжает получать согласованные еще при Джо Байдене поставки американских вооружений, аналогов которых у Европы нет. Заказы на них уже размещены, но еще не выполнены. Эти поставки будут продолжаться вплоть до весны 2028 года, если Трамп не попытается их остановить, сославшись на чрезвычайные обстоятельства.

Наконец, в последние недели появились первые решения на пути реализации новой схемы поставок американских вооружений — через механизм «минеральной сделки». Правда, вряд ли в обозримом будущем этот механизм достигнет необходимых для удовлетворения военных нужд Украины масштабов. Компенсировать недостающие поставки могла бы схема перепродажи американских вооружений Украине европейскими странами.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
13 101
20.06.2025 в 14:19
Кризис военного кейнсианства: экономика Украины после фазы военной адаптации сталкивается почти с теми же проблемами, что и российская

#аналитика

В 2023–2024 годах экономика Украины демонстрировала неплохие результаты благодаря масштабной западной помощи, частичному восстановлению экспорта и эффекту «военного кейнсианства». Макроэкономическая траектория напоминала российскую — рост после шока. Однако к концу 2024 года начали проявляться структурные ограничения, усилилась инфляция. В 2024 году ВВП вырос на 2,9%, в последнем квартале был зафиксирован спад.

В 2025 году экономика еще сохраняет рост, однако его темпы замедляются. Главные причины — удары по энергетической инфраструктуре, дефицит рабочей силы и слабый урожай. Прогнозы роста на 2025 год понижены: Национальный банк Украины ожидает рост на уровне 3,1%, международные организации — около 2%.

Ключевыми факторами роста украинской экономики в условиях войны остаются государственное и частное потребление. Однако опираться на них в дальнейшем будет все сложнее. Позитивный момент — в том, что как минимум в 2025 году Украина обеспечена внешним финансированием, без которого ее экономика не может нормально функционировать.

После 2025 года международная помощь сократится, и основным источником роста должны будут стать инвестиции, прежде всего внешние. Но очевидно, что приток капитала возможен только в случае окончания войны — и при наличии устойчивых гарантий безопасности.

Если война продолжится, а объем внешней помощи начнет сокращаться, для поддержания макроэкономической стабильности Украине придется принимать болезненные решения. Серьезным подспорьем может стать передача ей замороженных российских активов — если Европа наконец решится на этот шаг.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 974
11.06.2025 в 13:39
Праща Давида: как дроны стали стратегией выживания для Украины, меняют баланс сил в мире и становятся глобальной угрозой международному порядку

#аналитика

Критический дисбаланс в живой силе и технике в противостоянии с Россией буквально вынудил Украину пойти по пути инноваций и в результате стать мировым лидером в разработке и использовании беспилотников и изменить облик современной войны.

FPV-дроны на глазах превращаются в «калашниковы» XXI века — универсальное оружие, без которого война больше невозможна, в украинской армии появился новый род войск, а морские дроны Украины вытеснили российский Черноморский флот из Севастополя.

Дело не только в технологических новациях, но и в социальных. Украинская дроновая армия — это уникальная экосистема, объединяющая военных, волонтеров и частные технологические стартапы.

Изменившееся лицо войны заставляет военных стратегов пересматривать привычные понимания и оценки баланса сил. Дорогостоящие системы, выглядевшие ранее гарантией превосходства, обнажили свою уязвимость. А вертикальная закрытость военных и оборонных структур является источником слабости перед лицом адаптивности, распределенного управления и военно-гражданского сотрудничества. Крупные государства критически изучают опыт России, малые стремятся освоить и заимствовать опыт Украины.

Однако следует иметь в виду, что в глобальном масштабе новая военная реальность — это не только инструмент выравнивания возможностей, но и глобальная угроза. Она ставит под сомнение многие традиционные стратегии сдерживания, снижает финансовый барьер входа для ведения масштабных боевых действий и сокрушительных атак со стороны нерегулярных сил, террористических групп и прочих негосударственных акторов.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 583
04.06.2025 в 15:56
Вельветовый террор: как и за что преследуют ученых в России

#аналитика

Репрессивные практики, которые используются для усиления контроля над научной и вузовской средой в путинской России, идеологически отчасти наследуют советским. В том числе — в представлении, что международные контакты ученых являются угрозой для режима, так как способствуют как распространению крамолы, так и утечке технологий.

Однако, в отличие от позднесоветских практик контроля, опиравшихся на административную вертикаль и «партийное руководство» наукой, нынешние преимущественно отданы на откуп силовикам и спецслужбам. Это определяет жесткость форм открытых репрессий против ученых и институционально сближает путинскую репрессивную модель в большей мере со сталинской, чем с позднесоветской.

При этом, в отличие от сталинского времени, подобные жесткие репрессии являются, по сути, «штучными». Согласно картотеке репрессий военного времени против науки, которую ведут издание T-invariant и центр CISRUS, в заключении сейчас находятся не более 30 ученых.

В то же время практически полная бесконтрольность силовиков в использовании уголовного преследования и помещения под стражу парализует всякое сопротивление их давлению. А «резиновое» законодательство оборачивается угрозой для неопределенно широкого круга лиц.

Это создает условия как для запугивания, так и для чисток рядов ученых и вузовских преподавателей от «неблагонадежных» руками руководства вузов и научных учреждений. При этом такие чистки остаются малозаметными для общества.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 495
13.06.2025 в 17:14
По сценарию Кремля: как устроены переговоры в Стамбуле и кто от них выигрывает?

#аналитика

Переговоры в Стамбуле проходят по сценарию Москвы, предполагающему, что обсуждение требований Кремля должно предшествовать прекращению огня. Это стало результатом очередной уступки Трампа, отошедшего от ранее согласованной с Украиной и Европой позиции, которая исходила из обратной последовательности.

Второй раунд переговоров мало чем отличался от первого. Но теперь стороны представили свои непримиримые позиции в виде меморандумов. Украинский меморандум исходит из логики замораживания конфликта по линии противостояния, при этом Украина сохраняет полный суверенитет на той территории, которую она контролирует.

Кремлевский меморандум, наоборот, предполагает радикальное ограничение этого суверенитета и больше походит на акт капитуляции с стороны Украины после поражения в войне. Москва считает, что располагает преимуществом на поле боя и сможет изменить ситуацию в свою пользу в результате кампании этого лета. А потому предлагает Украине подписать капитуляцию заранее.

В действительности Москва готова, скорее всего, снять часть своих требований, но будет настаивать на ограничении способности Украины к самообороне, чтобы сделать фактор ее уязвимости перед новым российским вторжением постоянным и не позволить Украине восстановиться ни в военном, ни в экономическом смысле.

В текущем режиме навязанная Трампу Кремлем концепция переговоров, никак не ограниченных по времени и результативности, не требует от Москвы никаких уступок, но позволяет ей избежать угрозы дополнительных санкций, притупляет тему срочной военной помощи Украине, ведет к улучшению социального климата в России, связанного с ожиданием благополучного для нее завершения войны, предположительно способствует увеличению набора контрактников и в целом создает максимально благоприятные условия для российского наступления этим летом.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 444
03.06.2025 в 14:03
Недоохлаждение: рост зарплат и потребления замедлился, но не настолько, чтобы ЦБ мог снизить ставку без риска разгона инфляции

#аналитика

Динамика зарплат и внутреннего потребления станут одной из ключевых тем при обсуждении ставки рефинансирования на завтрашнем заседании совета директоров ЦБ. После зарплатного спурта 2024 года темпы роста зарплат резко замедлились в начале 2025-го. В реальном выражении в первом квартале они выросли на 3,4% к первому кварталу 2024 года, в то время как год назад рост составлял 11%. В конце 2024-го появились первые признаки охлаждения экономики, и снижение темпов роста номинальных зарплат стало одним из них. В то же время инфляция резко ускорилась, что и привело к такому эффекту.

Хотя дефицит кадров в российской экономике сегодня уже не такой острый, как год назад, их нехватка остается фактором серьезного давления на рынок труда. В результате, охлаждение в зарплатах будет скорее всего отставать от темпов охлаждения экономики на протяжении 2025 года. И это будет препятствовать замедлению инфляции.

Потребление также замедляется, но не слишком быстро. Главный фактор замедления — недоступность кредита: высокая ставка делает заемные деньги слишком дорогими. В то же время индекс потребительских настроений снижается медленно. В результате рекордных темпов роста доходов в прошлом году население располагает значительными средствами на руках и на депозитах. По сути, единственный сегмент, где россияне ощутили резкое ухудшение ситуации, — это самые дорогие товары: квартиры и автомобили, при покупке которых кредитные деньги играют ключевую роль.

Снижение ставки ЦБ сделает кредиты доступнее и одновременно снизит привлекательность вкладов, то есть увеличит спрос на потребительском рынке по двум каналам и будет способствовать ускорению инфляции. Если же ставка останется на нынешнем уровне, то замедление потребительского спроса продолжится и станет — наряду с высокой ставкой — дополнительным фактором давления на гражданские сектора экономики. Правительству и ЦБ предстоит пройти между Сциллой и Харибдой: масштабы перегрева в российской экономике в 2023–2024 достигли таких размеров, что справиться быстро с его последствиями не удастся и любое решение будет иметь высокую цену.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 404
05.06.2025 в 13:55
Материал, который вы могли пропустить вчера

Трамп дал Путину шанс выиграть в войне на истощение.
Сумеет ли Кремль им воспользоваться?

#аналитика

В апреле российская армия заметно увеличила темп наступления, а в мае удвоила успехи предыдущего месяца, захватив почти 500 кв. км, что стало самым крупным продвижением ВС РФ с ноября прошлого года. Темп продвижения российских войск в нынешнем году в целом в два раза выше, чем в первые пять месяцев 2024-го. Впрочем, для значимого перелома этого явно недостаточно: по итогам прошлогоднего наступления российская армия оккупировала около 4 тыс. кв. км, что составило 0,6% территории Украины.

Ключевое значение для успеха наступления играют не темпы продвижения армии по открытой местности, а захват средних и крупных населенных пунктов и контроль над транспортными коммуникациями, но здесь российской армии похвастаться нечем. В прошлом году России удалось оккупировать лишь четыре украинских населенных пункта среднего размера, штурм каждого из которых занял несколько месяцев.

Успех российского наступления в большой мере будет зависеть от того, сумеет ли российская сторона добиться изменения баланса сил в дроновой войне: в прошлом году именно эффект «стены дронов» сдержал российское наступление и компенсировал Украине нехватку живой силы. Эксперты считают, что это возможно: Россия успешно координирует усилия в этой области с Ираном и Китаем.

Другим ключевым фактором российского наступления является возможность пополнять живую силу. Прошлогоднее наступление обошлось российской армии примерно в 450 тыс. убитых и раненых, что существенно выше потерь 2023 года. Тем не менее пока Россия справляется с набором новобранцев, а их возможный отток на фоне новых пиков наступательных потерь, скорее всего, сможет компенсировать увеличением контрактных выплат.

Эксперты видят в сегодняшнем положении российской экономики новые возможности для эффективного использования санкций, однако администрация Трампа отказывается задействовать рычаги экономического давления на Москву и склонна скорее снижать военную поддержку Украины, что дает Кремлю надежду на успех нынешнего наступления и войны на истощение. Исход ее нового раунда в главной мере будет зависеть от Украины, но также и от интенсивности европейской поддержки Киева.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
10 331
10.06.2025 в 08:37
Призрачный таргет: ЦБ снизил ставку, несмотря на то что сам не верит в надежность дезинфляции

#аналитика

За два с половиной года ЦБ впервые снизил 6 июня ключевую ставку, однако это решение является скорее символическим и не свидетельствует о том, что российская экономика устойчиво находится на стезе дезинфляции. С одной стороны, снижение ставки на 1 процентный пункт, с 21 до 20%, не окажет значительного влияния на кредитование экономики. Для этого следовало снизить ее хотя бы до 19%. С другой стороны, такой шаг стал компромиссом, демонстрирующим готовность ЦБ идти навстречу промышленному и бюджетному лобби.

Динамика цен, инфляционных ожиданий и потребительского спроса указывала на неустойчивость тенденции дезинфляции. Это признавали и в самом ЦБ. Дополнительным проинфляционным фактором является и отсутствие признаков существенного сдерживания расходов бюджета со стороны правительства. Наоборот, продолжение боевых действий в 2025 году определенно потребует дальнейшего роста их военной составляющей.

В то же время с большой уверенностью можно говорить о замедлении российской экономики, и в особенности — гражданского сектора промышленности, где расширяется круг отраслей, сокращающих выпуск. В годовом выражении сохраняют впечатляющую динамику военные отрасли, но в помесячном выражении и они близки к стагнации. На фоне высокой ставки все это ведет к ухудшению финансового положения компаний; растет число предприятий, испытывающих трудности с обслуживанием кредита.

Наконец, спад экономической активности бьет по доходам бюджета, которые на фоне сокращения экспортной составляющей правительство намеревалось поправить за счет внутренних налогов. Это объясняет, почему в рядах лоббистов снижения ставки оказался министр финансов Антон Силуанов. Инфляция является традиционным способом ребалансировки бюджета в условиях снижения доходов.

Хотя уступка ЦБ по ставке носит почти символический характер, она демонстрирует сдвиг в балансе сил вокруг экономического курса. Идеология нынешней политики ЦБ с инфляционным таргетом в 4% вырабатывалась еще в тот период, когда Россия стремилась к стандарту ОЭСР, а с низкой инфляцией связывались надежды на приток внешних инвестиций. Сегодня это совершенно другая экономика, в значительной степени закрытая, сделавшая ставку на государственные инвестиции вместо частных, с большими оборонными расходами и военно-дирижистским мышлением.

Хотя ЦБ продолжает настаивать, что его целью является выход на таргет 4% уже в 2026 году, реальным и реалистичным ориентиром для российской экономики с ее нынешней структурой является на ближайшие годы гораздо более высокая инфляция, в диапазоне 7–9% или даже выше, и ЦБ вряд ли что-то с этим сможет поделать.

Подробнее >

Не открывается ссылка? Читайте здесь

Главные материалы недели — в нашей email-рассылке

@rerussia_org
Реакций нет
9 551
06.06.2025 в 17:55